Безусловно, для любого бизнеса покупка собственной коммерческой недвижимости – это очень привлекательная перспектива. Но далеко не все организации и предприятия могут позволить себе подобные дорогие приобретения. Кроме того, во многих крупных городах России наблюдается дефицит нежилых помещений, и эта тенденция прогрессирует, а, например, квартиры посуточно в Тольятти доступны всем желающим в любое время.
Аренда становится удобной альтернативой приобретению коммерческой недвижимости в собственность. Аренда, бизнес аренда офисов – яркий тому пример. Подобные сделки позволяют получить помещение под офис, склад или магазин без больших вложений. Надо уточнить, что срок пользования объектом недвижимости в таком случае будет ограниченным, но если сделка оформлена грамотно, то арендаторы, скорее всего, не столкнутся с неприятными случаями.
Основной документ в арендных сделках – договор о найме нежилого помещения. Даже если этот договор не регистрируется, все равно он должен существовать — именно в нем определяют обязанности и права обеих сторон, размер арендной платы, срок аренды.
Необходимость регистрировать договор найма помещения в случае с коммерческой недвижимостью, в основном, зависит от того, какой именно объект сдается в аренду.
Например, если объект сделки находится в федеральном либо муниципальной фонде, то договор необходимо регистрировать в соответствующих инстанциях не зависимо от срока найма, даже если это пол часа, кроме того, для заключения подобной сделки должны быть получены разрешения соответствующих ведомств. Если же сдаваемый объект имеет конкретного собственника, то регистрация договора является необходимым условием только в случае, когда срок аренды превышает 11 месяцев. Кратковременное сотрудничество нанимателя и наймодателя чаще всего не регистрируется.
В договоре аренды в обязательно указывается и подробно описывается его предмет — нанимаемый объект. Обычно указывается не только его адрес, но также площадь, подробный план помещения, этажность, тип строения и т.д. Помимо этих пунктов в договоре необходимо указать, какими именно правом собственности на сдаваемое помещение обладает арендодатель. Он может быть непосредственным собственником, или арендатором, который в свою очередь передает данную недвижимость в наем. В последнем случае надо убедиться в том, что арендодатель по договору имеет право сдавать в аренду указанное помещение, в ином случае договор не будет иметь юридической силы. Проверить документы и все их пункты, подтверждающие права арендодателя, не будет лишним и в случае, если он заявляет о своем праве собственника.
Еще в договоре должны быть прописаны права и обязанности сторон и ответственность, которую каждая сторона несет в случае их невыполнения. Обязательно надо обратить внимание на пункт, где указывается стоимости аренды. В договоре аренды необходимо указать ее полный размер, условия, обстоятельства и частоту изменения ее арендодателем. Право арендатора на дополнительные услуги, типа уборки и ремонта помещения или пользования автомобильной стоянкой, в случае ее наличия, тоже стоит указать отдельным пунктом в договоре. Договор найма в обязательном порядке заверяется у нотариуса, после этого документ может быть зарегистрирован.
При регистрации к договору прилагаются следующие документы: квитанция об оплате государственной пошлины и соответствующее заявление. Кроме этого, при регистрации договора арендодатель должен предоставить пакет документов на оговариваемую недвижимость, состав пакета документов определяется в каждом случае индивидуально и зависит от характеристик помещения, сдаваемого в аренду.